Новости конференции

2021-09-21

Интервью с председателем программного комитета конференции президентом МГППУ В.В. Рубцовым.

Конференция по проблемам инклюзивного образования стала традиционной, в 2021 году она проводится уже в шестой раз, в расширенном формате. Состав спикеров конференции, ведущих круглых столов, симпозиумов пополнился авторитетными зарубежными исследователями, а также российскими специалистами, работающими в области инклюзивного образования.

В этом году конференция пройдет при участии Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Совет существует 10 лет и долгое время занимается проблемами инклюзии. В рамках конференции будут организованы юбилейные мероприятия – форум, совместные симпозиумы, работа с родителями.

На конференции будет обсуждаться широкий спектр вопросов. Программа мероприятий говорит сама за себя - в ней представлены самые разные направления: от инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья до инклюзии детей-сирот в образовательных и социальных ситуациях.

Одна из важнейших тем обсуждения – это профессиональные стандарты. Министерство просвещения РФ и Министерство образования и науки РФ работают над актуализацией списка профессиональных стандартов, в частности, сейчас наиболее остро стоит вопрос о доработке и принятии профессионального стандарта дефектолога. На текущий момент, стандарт, по сути, отсутствует, и те компетенции, которые должны быть у специалистов, работающих в области инклюзии, фактически распределены по разным профессиональным стандартам. Какие компетенции должны иметь педагоги-дефектологи, - вопрос, требующий обязательного рассмотрения.

Еще одно направление работы конференции — это подготовка кадров. Существующие программы подготовки специалистов не включают обучение работе с лучшими инклюзивными практиками. Поэтому необходимо выстроить подготовку так, чтобы она была направлена на освоение лучших практик в системе профессионального педагогического образования. На конференции будут обсуждаться пути решения этой проблемы.

Инклюзия, как противоположность эксклюзии, - важное направление инклюзивного образования, в котором необходимо вести работу. Многие ребята не включаются в социальные и образовательные ситуации - это и называется «exclusion». Особенно это явление проявилось в период пандемии, когда мы наблюдали отказ детей от образовательных ситуаций. На конференции будут представлены данные исследований, проведенных учеными МГППУ во время пандемии, а также технологии и практики, с помощью которых достигаются позитивные изменения в работе с такими ребятами.

Конференция многоаспектная, мы очень ее ждем, ждут специалисты и молодые ученые. Но самое главное, эту конференцию ждут те, кому она посвящена, ведь когда мы ставим вопросы, продвигаемся вперед на уровне теории, когда мы находим новые эффективные практики и технологии работы с инклюзией, мы всякий раз убеждаемся в том, что это помогает людям в социальной сфере, в системе образования. Это и есть наша основная цель, - обсудить проблемы и найти решения важных практических задач.